История

Русский народ отличается преданностью Родине и верой в Бога. Глядя на красоту любого величественного русского храма, его внутреннее убранство — чувствуется широта русской души, ее стремление к Богу.

Камень-на-Оби основали, строили и развивали православные люди, которые не мыслили свою жизнь без храма и веры в Бога. Впервые, как населенный пункт, Камень-на-Оби упоминается в письменных источниках начиная с 1751 года. Тогда это была деревня Камень Барнаульского уезда Томской губернии без собственной церкви. В росписи крестьян по церковным приходам деревня Камень относилась к приходу Чингисской церкви.

Винокуров А.И.

К 1887 году Камень становится крупным купеческим селом, в котором строится первый деревянный храм в честь Богоявления Господня. В тоже время рядом с деревянным храмом начинается возведение большого крестово-купольного каменного Богоявленского собора. Главным меценатом строительства выступил купец I гильдии Адриан Ильич Винокуров.

Его поддержали местные купцы и жители села, принимавшие посильное участие в строительстве. История сохранила сведения о том, как Адриан Ильич ездил за проектом церкви «в столицу». Строительство собора завершилось в 1900 году. На средства купца Винокурова А.И. был отлит в г. Томске и доставлен по Оби главный колокол собора- Благовест, весом в 61 пуд (около 1000 кг), звон которого разносился на 25 километров.

Новый Богоявленский храм объединил вокруг себя верующих людей села Камень став его духовной опорой.

К 1910 году в селе хорошо развивается сельское хозяйство и строительство, увеличивается товарооборот. Камень становится крупным сибирским торговым центром. 30 августа 1910 г. (по старому стилю) Степан Винокуров, сын Адриана Ильича Винокурова, подает прошение на имя Николая II, Российского императора — о придании селу Камень статуса города, который ему был присвоен в 1915 году.

проект А. Борзенкова

С развитием села увеличивается и количество прихожан. В это же время, в 1910 г. было принято решение о расширении Богоявленского храма, проект реконструкции которого каменские купцы заказали у известного бийского мастера Архипа Борзенкова (основатель иконописной школы, автор строительства многих церквей в городах и сёлах Алтайского края).

Проект Михайло-Архангельского храма

Позднее было принято решение оставить Богоявленский храм в его первоначальном виде, и строительстве в 1915 году Михайло-Архангельского храма рассчитанного на 1200 человек, в новой части города. С сроковых годов прошлого века здание Михайло-Архангельского храма было значительно перестроено и по сегодняшний день в его стенах размещается средняя городская школа №3.

Занятия в церковно-приходской школе

Камень-на-Оби жил насыщенной культурной, духовной и просветительской жизнью во многом благодаря деятельности духовенства Богоявленского храма. На его территории действовала церковно-приходская школа, церковная школа грамоты, приходское попечительство, общество трезвости, «Скорбященское братство», работал свечной завод и церковная библиотека.

Гимназия и домовый храм мучеников Адриана и Наталии

К Богоявленскому храму были приписаны: Домовый храм во имя Пророка Божия Илии в деревне Дресвянка и домовая церковь мучеников Адриана и Наталии (освящена в 1909 г.), которая существовала при первой Каменской частной гимназии. Здание храма мучеников Адриана и Наталии в данное время занимает пенсионный фонд. Так же духовенством Богоявленского храма окормлялись двуклассное училище Министерства Народного Просвещения и больница.

Настоятели

Первым священником Камня был иерей Александр Семенович Соколов, окончивший Томскую духовную семинарию в 1888 г. После священнической хиротонии в этом же году его направили в Камень на должность настоятеля деревянной церкви Богоявления Господня, где он возглавил строительство нового каменного собора. Это стало его главной заботой вплоть до завершения строительства в 1900 г.

При отце Александре в 1892 году открылась церковно-приходская школа в собственном здании, в которой обучались 21 мальчик и 4 девочки. Преподавала в ней жена мещанина Анна Урванцева, окончившая курс в женской гимназии. Помимо этого, в приходе существовали две домашние школы грамоты, содержащиеся на местные средства, где обучались 62 мальчика.

Протоиерей Герасим Алексеевич Репьев с семьей

В 1897 году было открыто и приходское попечительство. С 1908 года иерей Александр Соколов по неизлечимой болезни был уволен за штат. После смерти похоронен у построенного им каменного собора.

2 октября 1908 года новым настоятелям Богоявленского храма был назначен протоиерей Герасим Алексеевич Репьев (приблизительные годы жизни 1873 – 1919).

Он происходил из семьи священника. Окончил Томское духовное училище (1885-1888) и Томскую духовную семинарию (1888-1894). Возведен в сан священника 16 октября 1894 г.

С приходом нового настоятеля Богоявленский собор становится не только мощным центром духовной жизни города, но и центром 19-го благочиния Томской епархии (с 1910 года).

Отец Герасим был глубоко церковным и деятельным миссионером, занимался просветительской деятельностью. Активно боролся с сектантами и раскольниками при церкви.

— с 1908 г. — законоучитель Каменской частной гимназии.

— с 1910 г. — благочинный благочиния № 19.

— с 1916 г. — член ревизионной комиссии по проверке денежных отчетов Томского епархиального попечительства и член Томского комитета Православного Миссионерского общества от 19-го благочиннического округа.

— с декабря 1916 г. — член комиссии по рассмотрению вопроса устройства противосектантской и противораскольнической миссии на съезде благочинных Томской епархии.

Епископ Барнаульский Гавриил
(Воеводин)

7 июня 1919 г., во время своего последнего визита епископ Барнаульский Гавриил (Воеводин) «совершилъ закладку богадѣльни, устраиваемой Скорбященскимъ Братствомъ, а 9 іюня за литургіей возвелъ въ санъ протоіерея настоятеля Каменскаго храма отца Герасима Рѣпьева» (Томские Епархиальные Ведомости № 13-14, август 1919 г.)

В праздник Крещения Господня отец Герасим, совершая чин освящения проруби на реке Обь, простудился, заболел воспалением легких и летом 1919 г. умер.

Отец Герасим похоронен рядом с новым храмом.

Штатное духовенство

С 1910 г. в Богоявленском храме служил вторым священником Владимир Яковлевич Калугин (1875-1937 гг.), происходивший из семьи золотопромышленника. Он преподавал Закон Божий в Каменской частной гимназии, служил в гимназической церкви, талантливо писал статьи о деятельности храма в «Томские Епархиальные Ведомости». В 1918-1919 гг. избирался в Городскую Думу. В 1921 г. был арестован и осужден в г. Камень Выездной сессией Ревтрибунала к высшей мере – расстрелу, который был заменен 10-ю годами лагерей. Освобожден в 1925 г. Вновь осужден в 1936 г. Проходил по групповому делу «Дело контрреволюционной группы церковников в Томске. 1936 г.» Расстрелян в 1937 г. в Томске.

С 1913 г. на вакансии диакона в Богоявленском соборе находился священник Нил Николаевич Киренский. Он заведовал библиотекой-читальней Каменского Богородице-Никольского Общества Трезвости, которая располагалась в здании сторожки (ныне храм Антония Печерского). Она была торжественно освящена 17 ноября 1915 года и имела на тот момент более трёхсот книг «бесплатного пользования». Среди них были брошюры, книги и журналы трезвенного и миссионерского содержания, а также историческая и художественная литература. Отец Нил с увлечением исполнял возложенные на него обязанности. На базе библиотеки также проводились миссионерские занятия-курсы.

Иерей Александр Николаевич Васильев

С 1898 по 1903 гг. на должности псаломщика в Камне трудился диакон Александр Николаевич Васильев, окончивший курс третьего класса Духовного училища. На него были возложены обязанности учителя пения при церковно-приходской школе.

В 1904 — 1905 гг. в Камне числился заштатным священником Николай Николаевич Троицкий.

 

В 1909 г. приступил к службе псаломщик Владимир Иосифович Савицкий, окончивший Томское уездное училище.

Так же с 1913 г. на вакансии псаломщика состоял диакон Евгений Васильевич Пономарев.

Александр Фёдорович Зайцев (1884 — 1920), священник, настоятель Троицкого храма села Вылковского, клирик Томской епархии. Родился в 1884 году. Окончил Томскую второклассную учительскую школу. В 1898 году поступил учителем в одну из церковных школ Томской епархии.

С 22 сентября 1899 года исполнял обязанности псаломщика при церкви Архистратига Божия Михаила села Кобылинского Бурлинской волости Барнаульского уезда Томской губернии. 27 июля 1909 года рукоположен во диакона. Служил в храме пророка Божия Илии села Верх-Алеусского Барнаульского уезда.

1 декабря 1910 года переведён на должность псаломщика при церкви Богоявления Господня села Каменского Барнаульского уезда (ныне г. Камень-на-Оби Алтайского края).

В 1913 году рукоположен во священника и определён на вакансию диакона при храме Покрова Пресвятой Богородицы села Жуланского Барнаульского уезда.

1 сентября 1915 года отчислен от должности диакона в Жуланском приходе и причислен сверхштата к Богоявленской церкви города Камня. Позже переведён в Троицкую церковь села Вылково Барнаульского уезда.

Арестован 22 июня 1920 года. Расстрелян по приговору Коллегии Алтайской губернской ЧК от 8 августа этого же года за «антисоветскую агитацию, выдачу колчаковцам сочувствующих советской власти».

Место погребения неизвестно. Реабилитирован прокуратурой Алтайского края в 1991 году.

Разрушение

События 1917 года оказали свое влияние на жизнь Богоявленского собора, но богослужения в нем продолжались до 1930 года.

Вид Богоявленского храма в 1930 году

Затем Богоявленский храм разделил участь большей части храмов России: была снесена глава, разобрана колокольня. Церковнослужителей репрессировали.

Вид Богоявленского храма в 1960 году

В 1939 г. храмовое здание было переоборудовано под ликероводочный завод. Высота сводов храма позволяла разделить его на два этажа.

К Храму пристроили хозяйственные помещения, уничтожили церковное кладбище, построив на нем посудомоечный цех. Завод просуществовал почти 65 лет — до 2003 г.

От разрушения к покаянию

В конце прошлого века новая власть обновленной России поменяла свое отношение к Церкви, и одним из законов, принятым новым правительством, был закон о возвращении религиозным организациям ранее национализированной и изъятой церковной собственности. С этого момента верующий народ города Камня и неравнодушные жители стали писать письма в Краевое и Федеральное правительство с просьбой вернуть Богоявленский храм народу для возобновления в нем богослужения.

27 декабря 1994 года решением Священного Синода на базе Богоявленского собора города Камень-на-Оби был образован женский монастырь.

До 13 июня 1997 г. обязанности настоятельницы монастыря временно исполняла инокиня Параскева. Нелегко пришлось первым насельницам монастыря обустраивать обитель, но известно издавна, что ни одно хорошее дело без труда не делается.

Монахиня Вера (Хомченко)

В июне 1997 года в обитель прибыла первая настоятельница монастыря монахиня Вера (Хомченко) и еще одиннадцать насельниц:

— схимонахиня Георгия (Ишутина)

— монахиня Серафима (Андреева)

— монахиня Нина (Андреева)

— монахиня Селафиила (Цимбалюк)

— монахиня Любовь (Тюркина)

— монахиня Елисея

— монахиня Вера (Мошкина)

— инокиня Гликерия (Арама)

— инокиня Марфа (Иванова)

— инокиня Мария

— послушница Вера.

Сторожка Богоявленского храма, 1997 г.

В бывшей сторожке Богоявленского храма был обустроен малый храм преподобного Антония Киево-Печерского. В нем и по сей день проходят богослужения.

Вид на храмовый комплекс, 2010 г.

К храму была пристроена колокольня и келья для священника, а сами сестры первое время проживали в старых полуразрушенных домиках напротив монастыря.

Монахиня Тавифа (Кондратенко)

В 2002 году состоялась передача Богоявленского храмового комплекса в собственность монастыря.

В 2016 году настоятельница монахиня Вера (Хомченко) по достижению 80-летия и по состоянию здоровья была почислена на покой.

Новой настоятельницей монастыря на непродолжительный срок становится монахиня Тавифа (Кондратенко).

При ней, с 2017 г., начались восстановительные работы. Благодаря материальной помощи «Алтайавтодора» и его начальника Василия Мотуза — был восстановлен центральный купол и старая кровля собора. Это явилось точкой отсчета в современном возрождении Богоявленского собора.

 

В 2019 году решением Епархиального совета и правящего архиерея епископа Славгородского и Каменского Всеволода Богоявленский монастырь был преобразован в мужской с назначением на должность настоятеля иеромонаха Филимона (Ивачева).

Настоятель Богоявленского мужского монастыря иеромонах Филимон (Ивачев)

Просмотры (110)